Город Свободный - 1930-е годы

  • Наш город в 1930-х годах получил невероятно бурное развитие, прежде всего за счет труда заключенных и расположения в городе центров БАМЛага и АмурЛага. Население города увеличилось почти в 4 раза и перед войной приблизилось к 45 тысячам! Город Свободный был по численности населения пятым городом тогдашнего Дальнего Востока (после Хабаровска, Владивостока, Благовещенска и Уссурийска),
  • Наш город с 1932 года стал столицей повой грандиозной стройки начала 1930-х годов - строительства Байкало-Амурской магистрали. Этот БАМ принято называть сейчас «первым, или старым БАМом», в отличие от «второго, нового БАМа», который начался с 1974 года и центром которого была Тында.
  • Наш город с 1933 года стал амурской «столицей» золотодобытчиков, здесь был создан трест «Амурзолото», управлявший всеми золотодобывающими предприятиями Приамурья.
  • Наш город с 1936 гада стал железнодорожной столицей Амурской области, здесь было вновь воссоздано Управление Амурской железной дороги (находилось в городе до 1959 г.).
  • Наш город и 1930-х годах был центром крупнейшего лагерного объединения СССР - БАМЛага, который был основан 10 ноября 1932 г, В Свободном в 1932-1938 годах находилось управление БАМЛага, в многочисленных лагерях которого (на территории нескольких областей и краев) находилось, по некоторым оценкам, более 300 тысяч человек,
  • Наш город - единственный в СССР, который в 1930-50-х годах был центром четырех (!) лагерных объединений - БАМЛага (1932-1938), железнодорожного АмурЛага (1938-1941), СвободЛага (1941-1946) и второго АмурЛага (1947-1953). Город в этот период стал практически «городом лагерем», на его территории и в пригороде было около десяти лагерных зон, обнесенных колючей проволокой.
  • В нашем городе за 20 с лишним лет его лагерной истории нашли свой последний приют (были расстреляны, умерли в тюрьме, лагерях, на пересылке от болезней, холода, голода...), по разным данным, от 20 до 50 тысяч человек.
  • Наш город был одним из тех городов в СССР, где в 1930-х годах, в годы пика репрессий. проводились массовые расстрелы. По разным оценкам, в этот период за городом было расстреляно несколько тысяч человек, в том числе свободненцев. Были периоды, когда в день расстреливали до 100 человек. Об этих массовых расстрелах в г, Свободном стало известно даже за рубежом, об этом писали некоторые европейские газеты.
  • Наш город в ряде исторических исследований относят к городам, которые в 1930-х -начале 1950-х годов были «построены руками заключенных». Действительно, многие предприятия, гражданские объекты и жилые дома были построены заключенными.
  • В 1935 году в нашем городе начали работать Центральные авторемонтные мастерские (тогда при БАМЛаге), ставшие впоследствии заводом «Автозапчасть», крупнейшим предприятием Амурской области, насчитывающим одно время более 5 тысяч работа­ющих. (Ныне на месте завода остались одни развалины).
  • В 1940 году в нашем городе открылась Малая Амурская детская железная дорога, ставшая затем самой протяженной детской железной дорогой в стране и второй по протяженности в мире! (Затем она стала называться Малой Забайкальской, а ныне - это Свободненская детская железная дорога).

        (Назад - Свободный - начало XX века)                                             (Далее - Свободный - 1941-1945 годы)