А.И. Булгаков - автор плана Алексеевска?

        Александр Иванович Булгаков родился в 1881 году в Курской губернии. В 1911 году он, будучи инженером путейцем, приехал в Суражевку, где принимал участие в строительстве Амурской железной дороги, а затем и города Алексеевска. Он был выпускником Петербургского института путей сообщения, но по своей деятельности был очень разносторонним специалистом, занимался и гидротехникой. В Суражевке, а затем и в Алексеевске он изучал, в частности, и вопросы судоходства на реке Зее. Известен был и ряд его публикаций по гидротехнике, как например, «График колебаний горизонтов воды в колодцах Алексеевска», работы по водоснабжению города Алексеевска. И все же главные его работы касались непосредственно проектирования города. Известно несколько его опубликованных работ по городу Алексеевску: «Город Алексеевск на реке Зее» (1912 г., 56 стр.), «Атлас чертежей, графиков, диаграмм к докладу «Алексеевск на реке Зее» (1912 г., 14 чертежей) и др. Именно эта его деятельность дает специалистам немалые основания предполагать, что А.И. Булгаков был если не главным, то одним из главных проектантов будущего города. И эта его деятельность до сих пор пока и не иссле­дована, и не оценена.

       После 1914 года, с началом Первой мировой войны и приостановлением строительства города Алексеевска, его жизнь была связана с Приморьем. Здесь он жил и работал в Уссурийске и во Владивостоке. Занимался самой разнообразной деятельностью, в том числе проектированием Садгорода - поселка под Владивостоком, своеобразного продолжения идей города Алексеевска. Кстати, здесь, увлекшись садоводством, он даже вывел известный сорт приморского абрикоса, который получил название по его инициалам БАИ («Бай»). В 1926 г. А. Булгаков запроектировал и построил недалеко от Владивостока, где были найдены лечебные грязи, грязелечебницу, применив много новых, интересных решений при подаче и подогреве грязи.

       Есть интересные сведения, что в Алексеевске у него был один из первых в городе личных (или служебных) автомобилей. Недаром, как специалист в области и автомобилей, уже в 1918 году он создал во Владивостоке школу по подготовке шоферов, для чего даже написал книгу - учебник по автомобилизму - невиданное новшество для того времени на Дальнем Востоке (эта его книга выдержала два издания). Не имея определенного опыта автомобилиста, он вряд ли смог бы и создать школу шоферов, и тем более написать книгу. А с подобной моторной техникой он был связан и до Алексеевска. Известно, например, что в 1908 году он совершил путешествие по Енисею на моторной бензиновой лодке.

       В 1930-х годах он был главным инженером Научно-исследовательского института водного хозяйства Дальнего Востока, председателем инженерного общества г. Владивостока, заведующим кафедрой водопровода и канализации Дальневосточного политехнического института (ДВГПИ).

       19 августа 1937 года он был арестован и подвергся репрессиям. Уже в ноябре он был приговорен к высшей мере наказания и 23 декабря 1937 года был расстрелян во Владивостоке (реабилитирован в 1955 г.). Вот так трагически закончилась жизнь одного из авторов или главного автора проекта города Алексеевска - Александра Ивановича Булгакова (1881-1937).