Финансовая грамотность для дошкольников

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансовое экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).
Развитие финансовой грамотности дошкольников начинается с младшей группы детского сада. В рамках познавательного развития и трудового воспитания дети постепенно приобретают экономические знания.   
В младших группах детского сада дети получают начальные представления о финансовой грамотности:
•    Профессии. Дети знакомятся с содержанием деятельности родителей и людей ближайшего окружения (продавец, врач, медсестра, воспитатель, повар и другие). Это помогает сформировать навыки бережного отношения к результатам чужого труда.  
•    Назначение денег. Дети узнают, что деньги нужны для приобретения товаров. В игровой деятельности они различают монеты и банкноты.  
•    Бюджет. Детям объясняют, что такое бюджет и из чего он складывается, знакомят с понятиями «доходы» и «расходы». Дети участвуют в планировании предстоящих покупок.  
•    Нравственные качества. У детей воспитывают экономность, бережливость, честность, трудолюбие и благотворительность
Для детей 5–6 лет в сфере трудового воспитания дошкольников знакомят детей с элементарными экономическими знаниями и формируют первоначальные представления о финансовой грамотности.
      Занятие, беседы, дидактические игры с воспитанниками «Почему все взрослые работают», «История одной копилки», «Что такое деньги?», «Где живут деньги?», «Денежкин домик», «Семейные покупки», «Товар или услуга?», «Финансовая азбука», «Юные финансисты», «Доходы-расходы», «Кто кем работает», «Груша-яблоко», «Разложите товар», «Магазин»
https://vk.com/wall-216226490_770
https://vk.com/wall-216226490_550

Педагоги объясняют детям, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности. Расширяют представления об элементах экономики, знакомят детей с понятиями «товар», «услуга». Рассказывают о том, как складывается семейный бюджет, знакомят с новым понятием расходы и какими они бывают.
          Обсуждение и чтение пословиц и поговорок о деньгах, на тему «Труд».
Просмотр мультфильмов «Фиксики.   Деньги», «Азбука финансовой грамотности» Смешарики, «Три кота», «Поход в магазин», Азбука бабушки Совы, Уроки тетушки Совы.
Чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Маршак «Почта», В. Маяковский «Кем быть».
Чтение сказок и рассказов экономического содержания о потребностях и возможностях: «Сивка – бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке».
      ЛЭП бук «Финансовая грамотность». Целью данного мероприятия являлось: формирование у дошкольников представлений об истории появления денег; знакомство с понятием обмена «бартер»; совершенствование умение считать монеты и отличить монеты и банкноты по номиналу, делать размен.

В Сюжетно-ролевых играх «Супермаркет», дети знакомятся с элементами профессиональной деятельности людей, работающих в супермаркете. Дети оказывают взаимопомощь и сотрудничество в процессе реализации сюжета игры. Проявляют интерес к совместной игровой деятельности. Осуществляют ролевой диалог в процессе ролевого взаимодействия. Проявляют любознательность, инициативность посредством создания ситуации выбора места действий. Дети знают о таких профессиях как: администратор, товаровед, грузчик, фасовщик, продавец-консультант. Дошкольники согласовывают свои действия с действиями других детей, соблюдают в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.

https://vk.com/wall-216209487_2055
https://vk.com/wall-216226490_852
          

Вовлечение родителей в систему работы по развитию финансовой культуры осуществлялось через различные формы взаимодействия:
          - анкетирование, с целью выявления заинтересованности родителей в формировании финансовой культуры «Мой ребенок и финансовая культура»;
           - беседы «Нужно ли баловать ребенка», «Для чего ребенку карманные деньги», «Деньги и труд» для привлечения внимания родителей к необходимости воспитания разумного отношения к проблеме денежных отношений; выявление и согласование различных точек зрения родителей по вопросу воспитания детей;
           - обсуждение в сетевой группе: Дискуссия: «Оплачивать ли детям выполнение домашних обязанностей в своей семье?».
           - Творческое задание «Деньги нашей семьи», «Профессии моей семьи»
Проведены консультации для родителей «Как разговаривать с детьми о деньгах», «Финансовая грамотность начинается в семье», «Основы финансовой грамотности для детей дошкольного возраста», «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики», «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
            Сделаны папки-передвижки:
           - «Как не вырастить жадину?», «Платные поручения», «Как научить ребенка зарабатывать».
            Изготовлены памятки: «Куда тратятся деньги», «Зачем вам нужна финансовая грамотность?», «10 советов управления деньгами для ребенка», которые помогли родителям получить дополнительные знания по экономическому воспитанию детей.
На базе МОАУ СОШ № 5 им. К.Н. Чубаровой г. Свободного прошло городское методическое объединение старших групп на тему «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста». Воспитатель Нетребо Елена Александровна для участников заседания провела с детьми старшей группы занятие «Помоги гному – Эконому». Дети путешествовали в страну Экономики. С помощь опытов воспитанники узнали все положительные и отрицательные качества купюр и монет. В завершении занятия дети приняли активное участи в интерактивной игре «Помоги ребятам совершить покупки».
  Воспитатель МДОАУ д/с № 9 г. Свободного Парилова Дарья Владимировна подготовила для участников городское методическое объединение консультацию «Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста». Педагоги познакомились с новыми методическими разработками по данной теме, получили рекомендации по использованию различных методов и приемов с детьми.  Михалкина Екатерина Андреевна воспитатель МДОАУ д/с №10 г. Свободного провела увлекательный мастер – класс. Педагоги получили возможность заработать деньги, правильными ответами на вопросы. Заработанные деньги поместили в банк, в копилку, в кошелек. Каждый воспитатель сделал свой выбор. А по окончании Ирина Николаевна Мычкина, руководитель городского методического объединения представила для педагогов буклеты, памятки, картотеки игр по финансовой грамотности воспитанников.