Свободный - город-сад (проект)

        Какие невероятные перспективы открывались у нашего города в 1912 году! Такого города, каким должен был стать Алексеевск, еще не было в России! В подтверждение этого мы публикуем материал с использованием выдержек из статей (с некоторыми редакционными дополнениями) историка архитектуры Светланы Левошко (Санкт-Петербург).

Идея города-сада

Инициатива возведения города Алексеевска, как известно, принадлежит Н.Л. Гондатти - начальнику Амурской экспедиции в 1909-1910 г., назначенному затем- Приамурским генерал-губернатором (Хабаровск, 1911-1917). В тот же период, в 1910 году, Гондатти доложил премьер-министру Петру Столыпину о пожелании основать» на реке Зея новый город. Н.Л. Гондатти принадлежала, и идея назвать город Алексеевском, что воплощало на градостроительном уровне официальную политику, которую осуществляла Россия на вновь присоединенных землях. Как просвещенный государственный чиновник Н.Л. Гондатти оказался весьма прогрессивным деятелем и в плане градостроительных начинаний в Приамурском крае. Он не только стоял у истоков идеи основания нашего города, инициировал присвоение ему имени Алексеевск к 300-летию царского Дома Романовых (в 1913 г.), но лично следил за ходом проектирования и последующего строительства города.

       Именно в ходе обсуждения в 1910-1912 годах проекта и плана будущего города и родилась, и воплотилась идея постройки именно города-сада, в новом градостроительном стиле. Можно предположить, что отчасти такой город-сад планировался еще и с учетом его «адресности» - город предполагалось назвать именем 7-летнего мальчика - наследника царского престола, цесаревича Алексея (по статусу - будущего Государя-императора), сделать город «подарком» к предстоящему в 1913 году грандиозному празднованию 300-летия царского Дома Романовых.

Проектирование города-сада

       Проектирование генерального плана Алексеевска и начало его реализации приходятся на 1911-1912 гг. Этому городу, основанному на пересечении главной внутренней реки Амурской области Зеи с железной дорогой, по замыслу его основателей предстояло стать новым культурным центром Приамурья. Уникальность Алексеевска в его «единственности» именно на русском Дальнем Востоке, а также в том, что его проектирование и возведение вели уже не столичные архитекторы, а специалисты-дальневосточники, уже освоившие новые методы и приёмы градостроительного проектирования. Съемка местности для разработки проекта генерального плана была осуществлена в 1912 году работниками Амурской землеотводной партии - землемерами и инженерами.

       Ни по одному из дальневосточных городов не сохранилась такая исключительно обширная проектно-архивная документация, как по Алексеевску. В Свободненском краеведческом музее есть подлинный чертеж Генерального плана Алексеевска в крупном масштабе, он выставлен в экспозиции по досоветской истории города. Этот план представляет собой невероятную ценность и большую редкость и как документ, и как реликвия градостроительного искусства начала XX века. На этом плане указаны его авторы-составители: Валентин Задубровский, Иван Зайцев, Григорий Кашин, Константин Морозов, Е. Паршин, а также Прокопий Деркач, Пендер и Василий Назаров. Судя по всему, это была исполнительская группа по натурной планировке города. Идея города-сада, именно города (!), нашла в Генеральном плане адекватное по содержанию и форме выражение.

       Кто был главным автором проекта Генерального плана Алексеевска? Этот вопрос является одним из чрезвычайно важных и интересных! Известно, что в разработке плана города-сада Алексеевска самое непосредственное участие принимал инженер путей сообщения А.И. Булгаков, живший с 1911 года в Суражевке. Вероятность, что именно он и являлся егo основным автором, весьма велика. Это предположение связано еще с одним установленным фактом: Александр Иванович Булгаков - автор проекта генерального плана Садгорода, поселка под Владивостоком. (Сюда А.И. Булгаков переехал потом из Алексеевска). Генеральный план Алексеевска не только идентичен плану поселка Садгорода философией градостроительной мысли, но и весьма сходен с ним формальными композиционно-планировочными приемами.

       Город-сад Алексеевск во многих своих составных символизировал идею здоровой жизни на природе. схема города тщательно соотносились с рельефом, с рекой, с железной дорогой. Площади, скверы, расположившись в разных местах плана, увязывались между собой. Дабы местность не утратила свой живописный естественно-природный характер, пар­ки и скверы пронизывали весь план, массивы природной зелени сохранялись в первоздан­ном виде. В проекте было заложено и немало регламентирующих норм. Кроме подлинного чертежа проекта, который есть в городском музее, имеются и детальные пояснения об устройстве г. Алексеевска и наделении его землей, ряд других документов. Уже один этот факт говорит об исключительном отношении властей и специалистов к процессу проектирования нового города Алексеевска на Дальнем Востоке.

       Авторами пояснительной записки, опубликованной в 1912 году, являлись инженеры П.П. Стакле и Чембаров. Они, как и другие специалисты, ссылались па отечественные труды, но теоретического характера, а в плане практики - только на опыт Западной Европы и Америки. Английские «корни» теории «города-сада» (города Алексеевска) прочно связали представление о прогрессивном градостроительстве исключительно с зарубежным опытом, а собственная российская практика в этом направлении не осознавалась. Целью проектирования Алексеевска стало, во-первых, создание качественных, оптимальных по плотности, гигиеничности и экономичности жилищных условий для малоимущих слоев населения (реализация социально-экономических, экологических требований), а во-вторых, формирование высокого художественного начала городского пространства (реализация эстетических требований).

       Планировочная структура Алексеевска, расположенного большей частью на возвышенной живописной местности, сформирована под влиянием железнодорожной магистрали. В то же время планировка, частично включая в себя естественные зеленые массивы, тщательно учитывает топографию. Непрерывная садово-парковая система, несмотря на регулярную планировку, формирует живописный облик города. Территории различного функционального назначения акцентированы. В наиболее заметных и ответственных местах плана города определены места для рынков, базаров, церквей, общественных зданий. Целое «созвездие» из 15 площадей должно было украсить городское пространство своей композиционной изобретательностью. Авторы уходили от «излишней симметрии» регулярной застройки, благодаря устройству сплошного кольца садов, скверов и бульваров. Комплексный подход к решению проблем городского комфорта и гигиены, инженерного благоустройства был главным принципом в генеральном плане Алексеевска.

       Одна из характеристик планировочного решения - большие размеры проектируемых частных усадеб (600 кв. саженей) и еще большие размеры торговых и заводских кварталов. С одной стороны, это в традициях экстенсивной застройки российских исторических городов и поселков, а дальневосточных в особенности. С другой - это явление типично в общем русле дезурбанистического понимания городов-садов в России.

Строительство города-сада

       Главным строителем Алексеевска, судя по архивным материалам, был инженер Владимир Иванович Рубинский. Именно он составлял для генерал-губернатора Н.Л. Гондатти обширные и компетентные отчеты по всем ведущимся в городе строительным работам и их стоимости. Ну, а Н.Л. Гондатти постоянно держал под контролем свое любимое детище - город Алексеевск и ревностно следил за ходом строительства города. Архивные фотографии Алексеевска позволяют судить о его художественном образе. Характер застройки нового города в полной мере отвечает его градостроительной концепции, отражает идею города-сада. Вся застройка Алексеевска была деревянной. Это было органичное слияние форм и приемов, с одной стороны, народной архитектуры, а с другой - профессиональной стилевой. Это направление в русской архитектуре конца XIX - начала XX веков определено, как «фольклорный вариант русского стиля».

       В Алексеевске жилые дома, а особенно дома общественного назначения, представляют собой великолепные образцы такого чисто национально-русского явления, как городская деревянная застройка. Подобной городской среды, целостной по своему образному строго, классически отражающей одно из своеобразнейших явлений русской архитектуры начала XX века, больше не найти! Закономерно, что именно в Алексеевске по замыслу, изначально воплощающему идею города-сада, появились особняки в стиле модерн, уникальные в своем роде. Уникальные - в смысле своей единственности на русском Дальнем Востоке и редкости распространения данного художественного варианта модерна. Можно предположить, что часть зданий Алексеевска строились по типовому проекту, поскольку некоторые почти аналогичные с г. Алексеевском здания были, в частности, возведены в городе Харбине.

       Город Алексеевск с полным правом можно отнести к типу города-сада! Масштаб и экономическая самостоятельность Алексеевска не были характерны для новых поселений в европейской России (где были типичны только, в той или иной мере, поселки-сады, пригороды-сады, курорты-сады), что позволяет говорить о нем, как об уникальном в России! До Алексеевска создать даже архитектурный проект города-сада еще никому не удавалось. Город Алексеевск был, в этой связи, одним из самых крупных градостроительных начинаний в России начала XX века, символом нового жизнеустройства. К глубокому сожалению, воплотить в реальность идею строительства Алексеевска, как уникального города-сада, не удалось. Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война и все последующие исторические события 1917-1922 гг. перечеркнули этот грандиозный проект. Город Алексеевск, сменивший к тому времени имя на Свободный, превратился к концу 1920-х годов в захолустный городок, без всяких видимых на то время перспектив к своему развитию...

       Но, быть может, такие перспективы поя­вятся уже в ближайшее время, когда в город придут серьезные инвесторы?


       (Назад) --- (Далее)